Бестарные контейнерные перевозки грузов в первичной упаковке являются наиболее востребованным способом доставки товаров. Благодаря конструктивным особенностям контейнеров товар при транспортировке не сминается и не истирается, предохраняется от промерзания или перегрева. При классификации контейнеров выделяется их особый вид — с возможностью использования в нескольких видах транспорта, т. е. — для мультимодальных перевозок. В транспортной логистике основной единицей для временного хранения и перевозки товаров является транспортный модуль больших габаритов и грузоподъемности. Международная классификация контейнеров и назначение оборудования приняты согласно рекомендациям ISO в разных странах и подразделяет контейнеры на:
— контейнеры-рефрижераторы. Отличаются от остальных видов наличием рефрижераторных агрегатов и термоизолированных корпусов. Такая особенность конструкции позволяет поддерживать внутри модуля температуру от +25˚C до — 25˚C. Перемещение потоков охлаждающего или нагревающего воздуха обеспечивается наличием Т-образных профилей пола, куда и направляются воздушные потоки от агрегата с последующим распределением по всему объему;
— универсальные модули – транспортные единицы для штучных (укрупненных или мелкоштучных) грузов массой брутто 3–5 тонн и длиной 10 английских футов. Полностью герметичные контейнеры имеют жесткие боковины, торцы и крышу. Оборудованы распашной дверью в торце для возможности загрузки-выгрузки;
— вентилируемые контейнеры. Предусмотрено исполнение с естественной и принудительной вентиляцией. Предназначены для транспортировки товаров, нуждающихся в создании для них специальных условий перевозки (пряностей, какао-бобов, кофе в зернах и пр.);
— танки-контейнеры, они необходимы для транспортировки сжиженных газов и веществ в жидком состоянии, в том числе и для опасных, ядовитых или пищевых жидкостей. Представляют собой цилиндрические цистерны на ISO-раме, которые можно транспортировать как сухопутным, так и морским транспортом;
— контейнеры-платформы предназначаются для перевозки несыпучих грузов – техники, стройматериалов, металлопроката, леса и других негабаритных товаров. Имеют основание, оборудованное угловыми фитингами.
Контейнеры для насыпных неслеживающихся грузов причисляются к транспортным модулям особого назначения. Конструкция контейнера обеспечивает удобство погрузочно-разгрузочных работ благодаря наличию дополнительных устройств и средств механизации. В таких транспортных единицах чаще всего перевозят цемент, зерно, сухой гранулят, удобрения, химикаты, деревянные полеты и пр.
По конструкции классификация контейнеров для перевозки грузов выделяет следующие виды:
— закрытые;
— открытого типа;
— герметичные/негерметичные;
— полимерные, устроенные на базе металлокаркаса;
— металлические.
Классификация контейнеров по массе и размерам.
В практике многотоннажных перевозок используются разные типы контейнеров, их классификация по габаритам предусматривает два основных типоразмера модулей:
— длиной 20 футов (около 6 м);
— длиной 40 футов (≈12 м).
Таблица типов 40 футовых контейнеров:
Название |
Внешний вид |
Длина, м |
Ширина, м |
Высота, м |
Объем, м. куб. |
Макс. загрузка |
Проем дверей, м. |
Стандартный |
12,032 |
2,352 |
2,393 |
67,7 |
28 800 |
Высота: 2,340 |
|
Высокий (High Cube) |
12,032 |
2,352 |
2,698 |
76,4 |
28 600 |
Высота: 2,340 |
|
Рефрижератор |
11,578 |
2,280 |
2,525 |
64 |
29 500 |
Высота: 2,276 |
|
Открытый верх (Open Top) |
12,022 |
2,347 |
2,333 |
65 |
26 350 |
Высота: 2,335 |
|
Платформа (Flatrack) |
12,072 |
2,311 |
2,135 |
— |
35 170 |
— |
Таблица типов 20 футовых контейнеров:
Название | Внешний вид | Длина, м | Ширина, м | Высота, м | Объем, м. куб | Вес груза, кг |
Стандартный | 6,06 | 2,44 | 2,59 | 33,3 | 21 700 | |
Рефрижератор | 6,06 | 2,44 | 2,60 | 26,5 | 24 000 | |
Изолированный | 6,06 | 2,44 | 2,44 | 26,3 | 17 760 | |
Открытый верх (Open Top) | 6,06 | 2,44 | 2,59 | 32,6 | 21 500 | |
Танк-контейнер | 6,06 | 2,44 | 2,60 | 24 | 21 000 | |
Платформа (Flatrack) | 6,06 | 2,44 | 2,59 | 27,9 | 20 000 |
Наиболее распространенными контейнерами, классифицируемыми по массе, являются двадцати- и тридцатитонные при постоянной ширине 2,438 м (8 футов). Сейчас эксплуатируются в основном транспортные модули высотой 8,5 фута, реже — 8 футов, 9 футов (2,74 м), 9,5 фута (2,896 м).